суббота, 9 февраля 2013 г.

принципы эргономического анализа трудовой деятельности

124.88 Kb.Название Дата11.11.2012Размер124.88 Kb.Тип Содержание Смотрите также: УДК 378.14Y Ашеров А.Т., Сажко Г.И.ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ЭРГОНОМИЧЕСКИМ ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ - ПЕДАГОГОВ 1. Проблема формирования эргономической подготовки будущих инженеров педагогов I.1. Роль эргономики в современном мире. Эргономика (от греческого - труд, - закон) занимается изучением трудовой деятельности в системах "человек-техника-среда" (СЧТС), возможностей людей в процессе труда, разработкой методов и средств обеспечения и совершенствования трудовых процессов с целью повышения эффективности и качества деятельности человека и СЧТС при сохранении здоровья человека. Эргономика взаимосвязана со всеми науками, предметом изучения которых является трудовая деятельность человека: инженерной психологией, психологией, физиологией, гигиеной, социологией труда, безопасностью труда и др. Она возникла на "стыках" наук о человеке и призвана устранить нарушения единства оптимизации всех компонентов деятельности, обусловленных множеством дисциплинарных подходов к созданию СЧТС. Значение эргономики для народного хозяйства состоит в усилении социальной ориентации технического прогресса, в повышении качества СЧТС, сокращении сроков подготовки человека к обслуживанию этих систем, сведению к минимуму количества аварий и катастроф по причинам несовершенной организации взаимодействия человека с техникой, снижении напряженности и повышении привлекательности труда [1].1.2. Эргономическое образование. Эргономическая подготовка во всем мире становится, наряду с компьютерной подготовкой, неотъемлемой частью образования инженера [2,3]. Учитывая значение эргономики в улучшении качества промышленной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке, в создании современных условий труда и жизнедеятельности людей, Кабинет Министров Украины 20 января 1997 г. принял Постановление 37 «Про першочерговi заходи щодо розвитку нацiонально системи дизайну та ергономiки i впровадження х досягнень у промисловому комплексi, об'ктах житлово, виробничо i соцiально-культурно сфер». Один из разделов этого постановления был посвящен развитию эргономического образования в Украине. В соответствии с этим постановлением была разработана концепция эргономического образования в Украине, которая прошла широкую апробацию в Украине и за рубежом [4,5,6].1.3. Проблема формирования эргономической подготовки специалистов. Одно из положений концепции состоит в том, что все выпускники высшей технической школы должны иметь некоторый базовый уровень эргономических знаний. Этот уровень определяется специальностью и перечнем должностей, который может занимать специалист. В данной работе речь идет об эргономической подготовке будущих инженеров - педагогов компьютерных дисциплин на примере специальности «Профессиональное обучение. Компьютерные технологии в управлении и обучении». Логическая схема решения проблемы формирования эргономической подготовки специалистов представлена на рис.1. На этой схеме приняты следующие обозначения этапов и задач: 0 выявление нормативных актов, определяющих необходимость эргономической подготовки технических специалистов; 1 - формирование требований к эргономическим знаниям и умениям будущих инженеров - педагогов; 2 - разработка принципов отбора содержания учебного материала о деятельности человека-оператора в информационных технологиях; 3 - формирование содержания учебного материала о деятельности человека-оператора в информационных технологиях; 4 - разработка метода построения структурно-смысловой модели (ССМ) учебного материала и получения рациональной последовательности его изложения на основе этой модели; 5 - построение ССМ учебного материала о деятельности человека-оператора в информационных технологиях; 6 разработка методики обучения; 7 - проведение экспериментальной проверки разработанных положений, алгоритмов и методов; 8 анализ результатов и разработка рекомендаций. Из этого перечня наиболее разработаны методы решения задач 4 и 5 [7]. Данная статья посвящена решению первой задачи.^ 2. Постановка задачи С целью реализации Указа Президента от 12.09.95 г. 832 «Об основных направлениях реформирования высшего образования Украины», Постановления Кабинета Министров Украины от 20.01.98 г. 65 «Об утверждении Положения про образовательно-квалификационные уровни (ступенчатое образование)» и Приказа Министерства образования Украины от 04.03.98 г. 86 «О введении в действие "Положения про образовательно-квалификационные уровни (ступенчатое образование)"» в июле 1998 г. Министерство образования Украины издало приказ 285 от 31.07.98 г. «О порядке разработки составных частей нормативного и учебно-методического обеспечения подготовки специалистов с высшим образованием». В соответствии с этим приказом вузы Украины приступили к разработке отраслевых стандартов «Образовательно-квалификационная характеристика (ОКХ)», «Образовательно-профессиональная программа подготовки специалиста» и др. для квалификационных уровней младший специалист, бакалавр, специалист, магистр. В связи с этим была поставлена задача: разработать процедуру формирования требований к эргономическим знаниям и умениям и реализовать эту процедуру при подготовке ОКХ специалиста специальности 7.010101.36 «Профессиональное обучение. Компьютерные технология управления и обучения». 3 Результаты 3.1. Порядок формирования требований. Логика формирования требований к знаниям и умениям специалиста отражена на рис.2 и выражается следующим алгоритмом: 1. В соответствии с Государственным классификатором видов экономической деятельности определяются профессиональное назначение и условия использования специалиста: отрасль, профессиональное название работ и названия первичн

Формирование требований к эргономическим знаниям и умениям будущих инженеров педагогов проблема формирования эргономической подготовки будущих инженеров-педагогов

Формирование требований к эргономическим знаниям и умениям будущих инженеров педагогов проблема формирования эргономической подготовки будущих инженеров-педагогов

Комментариев нет:

Отправить комментарий